Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Войти на сайт

Импринтинг

«Вы никогда не сможете понять один язык, пока не поймете хотя бы два».
Джефри Уилланс

Ребенок от 3 до 9 лет – идеальный лингвист

В настоящее время интерес к иностранным языкам, особенно к английскому языку, значительно возрос. Многие родители, на практике поняв, с каким трудом дается овладение иностранным языком в зрелом возрасте, ищут возможность дать своему ребенку основы иноязычной речи как можно раньше. Возникает вопрос – когда эффективнее всего начать? Ответ кроется в раскрытии такого явления, как импринтинг.

Начнем с того, как формируется речь ребенка. По словам Ж. Годфруа, в первый год жизни почти каждый младенец способен без труда произносить до 75 различных фонем (звуков языка), с одинаковым успехом воспроизводя английское th, щелкающие звуки языка бушменов и арабские гортанные звуки. Звуки родного языка встречают бурное одобрение. «Ой, он сказал «ма»! – ликуют родители. «Пусть им будет радостно вдвойне», - отвечает ребенок эмоцией (не мыслью!) и начинает говорить «ма-ма». Так мы начинаем опосредованно закреплять у ребёнка звуки родного языка, заодно тренируя мышцы его щёк, гортани и голосовой аппарат на произнесение национальных звуков. Формируются местные и национальные акценты - часто на всю жизнь. Навык говорения закрепляется в виде мышечных, физиологических и биохимических динамических стереотипов.

К 8-10 годам ребенок интуитивно использует большое количество грамматических структур для выражения своих мыслей на родном языке. Все эти речевые структуры усваиваются неосознанно, благодаря многократному их прослушиванию в определённых ситуациях. Такая способность впечатывать в память отдельные звуки и целые языковые блоки называется « импринтинг».

А теперь представим мозг в виде сырой глины.

Примерно к 9 годам он уже обрел формы, характерные для родного языка,

Мозг еще сохраняет пластичность, что позволяет наносить на него новые формы, свойственные иностранному языку. Но импринтинг, который является врожденной способностью мозга, по мнению разных психологов, утрачивается к 8-10 годам жизни. Именно в эти первые 9 лет жизни в сознании ребенка можно создать образ основных структур английского языка естественным путем - без насилия, путем многократного прослушивания отрабатываемых структур.

После 9 лет пластичность мозга утрачивается. Это значит, что новые формы можно создавать лишь насильственно, через многократные дрилы, как и наносить новые штрихи на застывшую глину лишь с помощью стамески и молотка.

До 9 лет

Речеформирующий механизм пластичный

Естественный путь –

многократное прослушивание

После 9 лет

Речеформирующий механизм застывший

Насильственный путь –

многократное повторение

Итак, чем раньше мы начинаем занятия иностранным языком, тем более результативным это будет. Групповые занятия можно проводить уже с 2 лет, но мы рекомендуем не отрывать детей от родителей до 3 лет. Поэтому с двухлетками желательно работать по системе «Я+Мама», когда родители присутствуют на занятиях и повторяют все игровые ситуации, создаваемые на уроках, дома, имитируя естественное общение с ребёнком. Но если вы хотите достичь баланса между потраченными усилиями и результатом, рекомендуем начинать изучение иностранного языка в 5 – 6 лет, когда система родного языка достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он уже относится сознательно. Именно в этом возрасте у него еще мало штампов речевого поведения, и поэтому ему относительно легко “кодировать” мысли по новым для него алгоритмам другого языка, нет больших трудностей при вступлении в контакт с учителем, говорящим на этом языке.

У этого возраста есть некоторые ограничения: объем памяти и аналитические способности ребенка меньше, чем у взрослого. Но именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти, а эмпирически усвоенный материал послужит основой для анализа языка при более углубленном его изучении.

Долгое время считалось, что ребенок овладевает языком путем имитации, в результате подражания речи взрослых, без целенаправленного обучения. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не только на имитации, но и на обобщении, хотя внутренне не осознанном. На уровень сознания эти языковые структуры выйдут в возрасте 11-13 лет на ступени “I can analyse”, когда учитель, вооруженный нашими приемами, будет подводить детей к формулированию грамматических правил, опираясь на ранее созданный речевой опыт. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного общения, источником которого для данного возраста является игра. Игра - путь к творчеству и его основа (Л. С. Выготский). Интерес к включению в новую игру – вот истинная мотивация изучения языка детьми, которую надо полноценно и всесторонне использовать именно в дошкольном и раннем школьном возрасте.

Разрабатывая методику, мы отдельно учитывали психофизиологические особенности детей 3-4, 5-6 и 7-9 лет , в первую очередь, способность к импринтингу, непроизвольность памяти и внимания (без привлечения волевых усилий) и игру как основной вид деятельности.

Мы учим детей понимать английский язык с помощью жестов, пантомимы, ярких наглядных пособий, игрушек, аутентичных песенок, потешек, пальчиковых игр, сценок и творческих заданий. Занятия имеют целостный характер и объединены тематически. Темы выбираются исходя из интересов, потребностей и возможностей данной возрастной группы. Все делается для того, чтобы иностранный язык усваивался по тем же механизмам, что и родной.

  • Навигация
  • Главная страница
  • Базовый семинар
  • Умный Учебник
  • Статьи
  • Общая информация
  • Пользовательское соглашение
  • Справочный центр
  • Контакты
  • Техподдержка
  • Обратная связь
  • social-vk social-tg social-yt

ИП Мещеряков О.Ю.

ОГРНИП 321169000014352

ИНН 165703420351

© Мещерякова В.Н. 2020 © Кирякин И.В. 2020